Признаки обмана при замене счётчика: как УО предупредить жителей
Мы уже рассказывали, как частные фирмы обманным путём вынуждают потребителей менять исправные ИПУ на новые. Доказать обман затем сложно. Читайте о том, как собственнику в суде все-таки удалось вернуть деньги за ненужную услугу, и о том, как УО может помочь своим клиентам не оказаться в такой ситуации.
Не соблюдена процедура ввода нового прибора учёта в эксплуатацию
Индивидуальные приборы учёта, в том числе электроэнергии, находятся в зоне ответственности собственника помещения, для учёта потребления ресурсов в котором он установлен. Именно собственник обязан следить за тем, чтобы не истёк срок поверки счётчика, механизм не был повреждён, установленные на ИПУ пломбы – не повреждены (п. 81 ПП РФ № 354).
После установки нового прибора учёта или замене вышедшего из строя исполнитель соответствующей коммунальной услуги должен без взимания какой-либо платы по заявке собственника принять ИПУ к расчётам (п. 81 (9) ПП РФ № 354).
При этом представитель исполнителя КУ проверяет, как установлен ИПУ, документацию на прибор, опломбирует счётчик и фиксирует начальные показания. После этого составляется акт ввода прибора в эксплуатацию (п.п. 81(4), 81(6) ПП РФ № 354).
Вывод о необходимости в замене ИПУ сделан не исполнителем коммунальной услуги
Помимо введения новых приборов в эксплуатацию, исполнитель КУ обязан проводить проверки состояния и достоверности показаний ИПУ в жилом помещении не реже раза в год, но не чаще одного раза в три месяца (п. 83 ПП РФ № 354).
Если прибор учёта установлен в доступном для проверки месте или в нежилом помещении, то исполнитель КУ имеет право проверять счётчик раз в месяц (пп. «г» п. 32 ПП РФ № 354).
Если при проверке ИПУ исполнитель коммунальной услуги установит, что срок поверки счётчика истёк или прибор вышел из строя, составляется соответствующий акт, а собственник помещения обязан в кратчайшие сроки заменить такой ИПУ. Такие права есть только у исполнителя КУ.
При этом расчёт платы за соответствующую коммунальную услугу ведётся не по показаниям, а «по среднему». Если в течение трёх месяцев счётчик так и не будет заменён – исходя из нормативов потребления с применением повышающего коэффициента 1,5 (пп. «а» п. 59, п. 60 ПП РФ № 354).
Проверяющий угрожает повышенной платой за ресурс и тут же предлагает заменить ИПУ
Сегодня различные коммерческие фирмы, занимающиеся продажей и заменой ИПУ, активно пользуются нормами ПП РФ № 354 для продвижения своих услуг. Чтобы убедить жителей многоквартирных домов оплатить замену счётчика, они цитируют п. 60 ПП РФ № 354 в части расчёта платы за ресурс с применением повышающего коэффициента в случае, если прибор вышел из строя или истёк его межповерочный интервал.
Примеров таких ситуаций достаточно много, вот только несколько из них:
- Для рекламы услуг по установке и поверке счётчиков недобросовестные компании Свердловской области использовали объявления, стилизованные под квитанции за ЖКУ.
- Флаеры, внешним видом похожие на квитанцию об оплате ЖКУ, под угрозой повышения платы за ресурс призывают потребителей записаться на замену счётчика.
- В Москве участились случаи визитов «сотрудников сбытовой компании», которые советуют жителям МКД срочно заменить счётчики электричества или воды.
Поскольку собственники и наниматели помещений в МКД не всегда помнят, когда истекает срок поверки установленных у них приборов учёта, то идут на поводу у таких организаций и заменяют вполне рабочие ИПУ, обычно – по завышенным ценам. Позже собственнику будет достаточно сложно доказать, что услуга была навязана под давлением.
Однако в судебной практике есть пример, когда потребитель смогла через суд вернуть деньги, которые она заплатила за навязанную ей услугу. Разберём, как ей это удалось.
Информация о сроках поверки ИПУ не соответствует действительности
Ситуация, произошедшая с собственницей квартиры в одном из многоквартирных домов Орла, достаточно типична. Представитель коммерческой фирмы, не указав чётко на то, что не является исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению, провёл проверку ИПУ в её квартире под предлогом сверки показаний.
Затем проверяющий пояснил, что показания к расчёту не принимаются, поскольку у прибора учёта истёк межповерочный интервал. Если ИПУ срочно не заменить, то плата за электроэнергию будет рассчитываться с применением повышающего коэффициента. Уходя, представитель фирмы оставил листовку с контактами, чтобы собственник оставила заявку на замену счётчика.
Потребитель воспользовалась предложением, и организация оперативно провела замену ИПУ. При этом был составлен договор и наряд на замену счётчика, где была указана причина его замены: «истёк срок поверки». За работу и прибор учёта собственник квартиры заплатила 3 800 рублей.
Получив очередную квитанцию за электроэнергию, потребитель обнаружила, что заменённый счётчик мог работать ещё два года: срок его поверки истекал только в 2020 году. Исполнитель КУ провёл проверку установленного прибора и составил акт о том, что замена произведена с нарушениями, а сам счётчик не был введён в эксплуатацию.
Собственник письменно обратилась в организацию, которая заменила ИПУ, требуя вернуть ей деньги, поскольку она была введена в заблуждение и несёт убытки: показания нового счётчика исполнитель услуг не принял к расчётам. Но фирма отказала ей.
Указанная причина замены ИПУ не соответствует действительности
Собственник подала иск в суд, требуя, чтобы организация вернула деньги, а также возместила моральный ущерб. Мировой судья установил, что фирма обязана вернуть собственнице квартиры плату за услуги, а также компенсировать ей моральный вред и заплатить штраф – всего 8 700 рублей.
Ответчик с таким решение не согласился и подал апелляционную жалобу, отметив, что потребитель добровольно заключила договор, претензий по качеству товара от неё не поступало, поэтому нет оснований для возврата денежных средств. К тому же, по мнению фирмы, собственник не доказала, что данная сделка заключена под влиянием заблуждения или обмана.
Однако районный суд согласился с выводами мирового судьи и оставил его решение в силе. Выводы судов обеих инстанций основывались на следующих тезисах и доказательствах вины организации:
- Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством (ч. 1 ст. 421 ГК РФ).
- Сделка, совершённая под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной, если заблуждение было настолько существенным, что, зная действительные обстоятельства, сторона договора не заключила бы его (ст. 178 ГК РФ).
- В наряде на замену счётчика электроэнергии, составленном фирмой-ответчиком, причиной замены ИПУ указано истечение срока его поверки.
- В технической документации демонтированного счётчика значится, что его межповерочный интервал составляет 16 лет, а выпущен он в августе 2004 года. Следовательно, обязанность заменить ИПУ у собственника возникала только в 2020 году.
- Исполнитель КУ по энергоснабжению проверил новый ИПУ и составил акт, где указал, что счётчик установлен с нарушением правил устройства электроустановок. Прибор не допущен в эксплуатацию и не является расчётным.
На основании этих фактов судьи сделали вывод, что услуга по демонтажу старого и покупке нового приборов учёта была навязана собственнику: её ввели в заблуждение. Поэтому фирма обязана вернуть истцу деньги за услугу, договор должен быть расторгнут, а собственник – передать приобретённый ИПУ ответчику.
Также, в соответствии с ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О Защите прав потребителей», организация должна возместить собственнику квартиры моральный вред в сумме 2 000 рублей и оплатить штраф в размере 50% от суммы, присуждённой потребителю.
УО следует проводить информационную работу среди жителей и предупреждать об обмане
Замена в помещениях дома вышедших из строя индивидуальных приборов учёта, в том числе с истёкшим сроком поверки, находится в интересах не только собственников, но и управляющих организаций и ТСЖ. Ведь они оплачивают ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества.
Любые нарушения в работе счётчиков, в том числе допущенные частными фирмами, производящими их замену, могут повлиять на объём КР на СОИ. Поэтому УО, даже не являясь исполнителями коммунальных услуг, должны проводить с жителями МКД информационную работу.
Расскажите им о том, что:
- Проверять работу ИПУ и его показания может только исполнитель коммунальной услуги: ресурсоснабжающая или управляющая организация. Её название указано в платёжном документе, который потребитель получает ежемесячно. У иных фирм и компаний права проверять счётчик нет.
- По итогам проверки обязательно составляется акт, при этом исполнитель КУ не предлагает тут же заменить счётчик с оплатой «на месте».
Подскажите жителям дома, как действовать, если к собственнику или нанимателю обратились люди, требующие допуска к ИПУ для проверки:
- Попросить их предъявить служебные удостоверения, внимательно их изучить.
- При малейшем сомнении – позвонить в РСО/УО по телефону, указанному в квитанции за соответствующий коммунальный ресурс, и уточнить все обстоятельства, в том числе информацию о своём ИПУ и сроках его поверки.
Поясните собственникам, что если замена всё-таки была произведена, они должны в кратчайшие сроки обратиться к исполнителю КУ, чтобы представитель РСО/УО проверил установленный счётчик и ввёл его в эксплуатацию, установив пломбы.
Помогите жителям домов не попасться на удочку нечистоплотным фирмам, и, мы уверены, ваши клиенты будут вам благодарны!
Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/pribory-uchyeta/10377-priznaki-obmana-pri-zamene-schyetchika-kak-uo-predupredit-zhiteley?ysclid=ltyaz2avo734194139